«Белый голубь над Иорданом»

Интервью газете «Православный Санкт-Петербург»
Записала Ирина Рубцова в 2010 году

Протоиерей Вадим БуренинОдин раз в году — в день Богоявления — власти Израиля разрешают паломникам со всего мира посещать святое для христиан место на реке Иордан, где был крещён Господь Бог наш Иисус Христос. В прошлом году там побывал настоятель храма Рождества св.Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим БУРЕНИН. Сегодня батюшка — гость нашей газеты.
— Даже не представлял раньше, как много верующих стремятся в этот день попасть на Иордан! И большинство из них — паломники из России, Белоруссии, с Украины. Вереницы автобусов подъезжают и подъезжают к древнему монастырю Иоанна Крестителя, что примерно в километре от того места, где крестился Спаситель. Уже от монастыря идём крестным ходом во главе с Иерусалимским Патриархом Феофилом III к Иордану. Казалось бы, пройти всего километр — невелик труд, но не забывайте, что идти приходится по самой настоящей пустыне, по раскалённому песку, в жару. Лишь по берегам святой реки тянется узкая зелёная полоска деревьев и кустарников. И я зримо представил себе, как это происходило в древности и во времена расцвета Византийской империи: из всех близлежащих храмов и монастырей ручейками крестных ходов устремлялся к Иордану верующий люд и священнослужители, чтобы прославить св.Иоанна, крестившего Сына Божиего.
— Крещение и жара… Для русского слуха звучит удивительно. Не было ощущения, что чего-то не хватает? Ведь в России в январе снег, трескучие крещенские морозы. И «иордань» у нас прорубают в виде креста во льду уснувших на зиму рек и озёр…
— Не думалось об этом. Какие сравнения, если вот я на том самом месте, где две тысячи лет назад крестился Спаситель?! Переполняло горячее чувство благодарности к Всеблагому Богу, что Он сподобил меня побывать здесь, было чувство молитвенного единения всех, кто стоял тогда на берегу. Ныне Господь даровал нам великую милость — безпрепятственно ездить на Святую Землю, где прошла земная жизнь Иисуса Христа, сердцем прикоснуться к величайшим христианским святыням.
Иордан неширок и неглубок. Но израильские власти следят, чтобы со стороны Иордании никто не пересёк реку, по которой и проходит граница между Израилем и Иорданией. Подходы к Иордану охраняются, самому не пройти, — там минное полеНа той стороне также толпятся паломники, но их мало. Многие входят в воды святой реки, окунаются. У нас такой возможности нет, запрещено. Но мы имеем чудную возможность присутствовать на водосвятном молебне, который совершает Иерусалимский Патриарх. Зрелище незабываемое. Представьте: на кропило, которое, окунув в бак с водой, вынимает Патриарх, сажают белого голубя, который тут же взмывает вверх, распахнув веером свои белоснежные крылья. И так всякий раз, как только кропило показывалось из воды. Лица верующих, следящих за полётом голубей, преображаются — светлеют, расцветают улыбками. Быть может, верующие вспоминали строки из Евангелия: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф.3:16).

Иордан. Место, где крестился Спаситель

Иордан. Место, где крестился Спаситель

— Окунаться в воды Иордана со стороны Израиля нельзя, а набрать освящённой воды?
— К самой воде во время водоосвящения подходят только Иерусалимский Патриарх и сопровождающие его священнослужители. Но от Иордана проведены трубы — набирай всякий, сколько надобно…
— Какова эта вода на вкус? Мне кажется, она должна быть не такой, как во всех других источниках на земле.
— Как любая речная вода, она обладает вкусом живой, живоносной воды. Она мутновата, но пить или не пить, зависит от крепости веры. Если человек верит, что вода окажет благотворную помощь, — её можно пить. Я пил и чувствовал себя прекрасно.
— По какому праву, чьим именем крестил людей св.Иоанн до явления Христа? И зачем надо было крестить Спасителя — Сына Божия?
— Апостол и Евангелист Лука повествует, что к Иоанну Крестителю «был глагол Божий», особое призвание, или откровение Божие, которым он был вызван начать своё служение, именно поэтому он вышел на проповедь. Проповедь Предтечи была проповедью покаяния, а крещение (омытие) людей — символом очищения. Крещение Иисуса Христа нельзя представить событием, отдельно стоящим в Его земной жизни, оно тесно связано с Его служением нашему спасению. Крещение — это начало восстановления первоначального образа Божия в падшем человеке. Св.Епифаний говорит: «Господь пришёл на Иордан и крестился от Иоанна не потому, что имел нужду в этом омовении, но для того, чтобы исполнить до конца всё, что свойственно воспринятому Им человеческому естеству, и показать, что Он носил истинную плоть и есть истинный человек». Своим примером Христос освятил Крещение.
— В Евангелии нигде не сказано, что сам Иоанн Предтеча был крещён. Выходит, Сын Божий Иисус Христос принял Таинство Крещения, а человек Иоанн Креститель остался некрещёным?
 — «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» — говорит св.Иоанн Иисусу, удерживая Его от своего крещения (Мф.3:14). Из Евангелия известно, что Спаситель, приняв Крещение от Иоанна, немедленно изведен был Духом Святым с берегов Иордана в пустыню для борьбы с врагом спасения. Так как Предтеча послан был крестить других в воде, неестественно, чтобы он сам имел нужду в том, что обильно преподавал другим.
Иоанн Предтеча — пророк и избранник Божий, и он исполнил свою миссию — крестил и подготавливал людей к приходу Спасителя.

Монастырь св. Иоанна Предтечи

Монастырь св. Иоанна Предтечи IV века недалеко от места Крещения Спасителя

— «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его», — сказал Христос о св.Иоанне Крестителе (Мф.11:11). Однако первым в Царствие Небесное попал не Креститель, а благоразумный разбойник…
— Когда слышится хвала из уст людей, в нашей душе остаются ещё некоторые следы неизвестности и сомнения, но когда Сам Господь прославляет человека, то это истина во всей её полноте, потому что нет судьи, равного Ему по всеведению и правосудию. Сын Божий не только предназначил св.Иоанна быть верным свидетелем Своей Божественности, но Сам свидетельствовал о высоком нравственном его достоинстве. Царство Небесное не означает здесь ни будущего блаженства после всеобщего суда, ни состояния утвердившейся Церкви Христовой: оно есть блаженное время Миссии, которое по указанию Самого Спасителя должно начинаться с Иоанна. Господь даёт понять разбойнику, что просьба помянуть его будет исполнена; так как душа разбойника пойдёт в рай, то, значит, ему обезпечено этим участие в воскресении праведных и в будущем славном Мессианском Царстве.
…Стоя на берегу Иордана, вдыхая его воздух, глядя на мутноватые воды, я ощущал прикосновение к священной истории. Молился за себя, своих родных, прихожан нашего храма во имя Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт-Петербурга, за всех людей, ради которых пришёл на землю Спаситель.

Записала Ирина РУБЦОВА

Обсуждение закрыто.