Всякое полезное дело всегда начинается с внимательного отношения и правильной подготовки

Сам Господь говорит в Евангелии: высчитайте сначала, сможете ли вы построить эту башню, чтобы, не достроив, не выглядели смешно. И говорит: не идите на войну, не соизмерив своих сил, дабы не потерпеть поражение. Господь призывает проявлять разумность в делах, особенно в деле спасения, а пост как раз и есть одно из важнейших средств в деле спасения.

Цели поста. Духовная составляющая

Сам Господь постился, то есть показывал нам, как нужно «исполнить всякую правду». Сразу после своего Крещения в Иордане он пошел в Иорданскую пустыню и там соблюдал сорокадневный пост, то есть Он продолжил исполнять всякую правду и в этом, хотя Ему это было и не нужно, но Он оставил нам пример необходимости и важности этого действия. Также Господь говорил: род сей изгоняется постом и молитвой. Некие злые силы, наши внутренние недостатки изгоняются молитвой и постом. Можно привести много разных мест о посте из Священного Писания.

Главный акцент поста, в отличие от молитвы, касается человеческой материальной природы, хотя при этом обязательно должна присутствовать духовная составляющая поста. Так происходит потому, что человеческое естество состоит как из духовного, так и материального. Когда мы говорим о спасении, то процесс должен касаться и той, и другой его природы.

Пост был проработан всем долгим опытом нашей Церкви и великих аскетов, подвижников. Напоминание для нас: после праздника Богоявления празднуется неделя памяти святых отцов-подвижников Антония Великого, Феодосия Великого, Пахомия Великого и многих других и заканчивается накануне поста памятью всех отцов в подвиге поста и молитвы просиявших. Также указание – опыт Церкви в продолжение примера Господа. Опыт Церкви выработал для нас этот полезный путь, уже проведенный опытом других людей.

Вступая в такое великое дело, как пост, человеку необходимо приобрести определенный настрой. Такое свойство нашей природы, как первородный грех, приводит к тому, что мы склонны привыкать, расслабляться, отступать от чего-то. Нам необходимо собираться с мыслями и силами. Чтобы двигаться, надо видеть горизонт, видеть, где пролегает правильный путь.

Все необходимо делать осмысленно, если делать бессмысленно, ничто не будет полезно. Если мы не видим правильного направления, то будем делать ошибки, совершать неправильные шаги, сбиваться с пути. Святая Церковь проложила нам маршрут подготовительных седмиц Великого поста.

Пост – это средство, а не самоцель. Мысль правильная, хотя апостол Павел именно так не писал. У него есть слова о том, что пища не приближает и не удаляет от Бога. Мы отметили, что дело не в пище, когда мы едим, в этом нет ничего зазорного. Мы говорим о нашей природе, которая требует некоего уврачевания, ограничения. Чтобы достичь многих духовных результатов, в том числе терпения, смирения, требуется многих усилий по работе над самими собой. Не есть ближнего означает не ругаться, не раздражаться, не осуждать. Как этого достичь? Начать с себя, разобраться в себе. Может быть, надо начать с малого: научиться воздержанию, терпению. Об этом есть и в Священном Писании: верный в малом верен и в большом.

Еще одна народная мудрость: Сытый голодного не разумеет. «Не разумеет» означает «не понимает». Дело в том, что мы не понимаем ближнего, то есть не сострадаем ему. Даже если человек неправ, агрессивен, и мы даже не при чем, мы должны осознать, что это его духовный недуг. Если мы работаем над собой, понимаем свои недуги, то мы их понимаем и в ближнем. Если мы изучаем, как я молюсь, где моя внимательность, что для меня важнее – мое отношение к Богу или суетные заботы сегодняшнего дня, захлестывающие меня во время молитвы? Что такое пост – могу ли я воздержаться ради Бога или я теряю контроль над собой и рвусь к земному, материальному, как я тогда могу потерпеть другого? Допустим даже, другой человек неправ, как мы его можем потерпеть, если мы самих себя не можем усмирить, поставить на место?

Практика поста заключена только в единстве воздержания в пище с молитвой, церковностью, таинствами, Священным Писанием. Только в такой совокупности возможно познание своего сердца, нашей внутренней борьбы, трудностей, и тогда мы начинаем понимать ближнего, его проблемы, духовные болезни.

Необходимо соответствие нашим целям поста. Например, Адам и Ева погибли не от осквернения при вкушении плода, а по причине несоблюдения воли Божией, заповеди Божией, причем, первая заповедь данная людям в раю – заповедь поста. В этой заповеди не просто вопрос о невкушении чего-либо, но вопрос о соблюдении воли Божией. Как и в любом посте, вопрос не в том «есть или не есть», но прежде всего, послушание заповедям, Церкви, при этом зная и понимая их суть. Главное здесь – наша позиция.

Человек состоит из материального и духовного, поэтому и душа, и тело должны участвовать в спасении. Тело – носитель души, и от его состояния многое зависит и во внутреннем настрое человека, его позиции. При воздержании человек получает определенные условия, испытания. Мы часто находимся в «теплых» условиях: покушать, поспать, здесь не требуется каких-то упражнений. Поставить себя в другие условия, испытать себя и посмотреть. Таких великих добродетелей, как: не раздражаться, не осуждать невозможно достичь без внутренней работы над собой. Любовь на земле – это сострадание. Ты не раздражаешься, не осуждаешь, потому что сострадаешь, на своем примере понимая его немощи. Если человек не познает этого в себе, то он не будет способен к состраданию. Если ты, условно говоря, живешь в «золотой клетке», ездишь на «золотой карете», то ты можешь не раздражаться по той причине, что тебе нет дела до других. Познавать себя надо в сложных условиях, в которых мы реально находимся. Поэтому пост необходим как первый шаг в приобретении этих великих добродетелей.

Чтобы основательно разобраться в назначении поста, надо читать книги таких замечательных подвижников, как святитель Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский.

Православная Церковь выработала очень разумный, здравый путь в меру. Это как лекарство, если принимать его в соответствии с рекомендациями, то можно постепенно вылечиться, если злоупотреблять лекарством, то оно может стать во вред. Но ведь можно и не принимать лекарство, считая, что здоров, будучи на самом деле больным; а можно заниматься самолечением, используя сомнительные практики.

Нам надо честно увидеть, каковы мы на самом деле. Человек, который запросто говорит, как легко никого есть и никого не осуждать, на самом деле, не понимает, о чем он говорит, как это трудно и непросто. Как много ложных посылок, основанных на эгоизме, на самообмане, которые не лечат, а просто загоняют в тупик и приводят потом к трагедии. Подлинная христианская жизнь требует работы.

О причастии

Что касается причастия, то это большой и сложный вопрос, и его часто рассматривают не только в связи с постом. Каждый человек имеет свою практику, свой опыт в созревании, возрастании. Все происходит постепенно. Постепенно Господь готовил человечество к своему приходу, постепенно Авраам приходил в сознание истинной веры, Мария Египетская спаслась постепенно. Все должно быть постепенно, и у каждого человека в этих вопросах разная мера. Идеально было бы причащаться каждый день, если бы мы были к этому готовы, если бы это не было нам в привычку.

Что такое причастие? Это сострадание Христу, заявление самого себя как соучастника Голгофы с направлением к воскресению. Насколько же мы готовы занять свое место у креста и на кресте? Поэтому надо относиться к этому осторожно, внимательно, соотносить свои силы со смирением, физической возможностью подготовиться. Есть некое «золотое», то есть среднее правило – причащаться раз в месяц. В пост почаще, кто-то может и больше, но обсудите это со священником, соотнесите с собственными возможностями, чтобы это не стало формальностью, поводом к самомнению или эгоистически-потребительским отношением: причащаться для каких-то своих целей и мотивов. Это очень серьезная работа, которая сводится к пониманию Христа, принятию Христа, сострадания Ему, кто какую меру этого подвига может взять на себя.

О соборовании

Соборование – это наше укрепление. Наша материальная природа также подвергается остаточным явлениям греха: тело разрушается, здоровье разрушается от греховных наклонностей, привычек. Говорят: «все болезни от нервов» — замечательная фраза. А что такое нервы – это греховное и несовершенное состояние нашей души. Церковь помогает и нашему телу. Об этом пишет апостол Иаков в своем Послании и это является тайноустановительной формулой: если немощен кто из вас, призови пресвитеры церковныя, и молитву сотворит над ним. В старину это таинство рассматривалось как таинство для тяжко болящих, им нужна поддержка телесной природы, чтобы они получили духовный благодатный импульс для правильного восприятия болезни, чтобы претворить ее в пользу духовную; болезнь – некий экзамен, граница. Чтобы ее преодолеть, нужна помощь. Соборование не есть таинство подготовки к смерти, но таинство благодатного, правильного перехода этого трагического состояния, разрыва. Христианин при этом должен готовиться к загробной жизни всю жизнь достойным исполнением заповедей Христовых, действиями по стяжанию Святаго Духа, а не «вовремя совершенным» Таинством соборования.

В наше время мы все больные, грех, расслабленность усилились, хронические болезни, экология, внезапная смерть. Церковь благословляет сейчас регулярное соборование, не ожидая тяжких болезней. Один раз в Великий пост благословляется собороваться. Достаточно одного раза. Соборование гармонично вошло в практику Великого поста как некое духовное упражнение: сугубая молитва, размышление о суетности жизни, о ее скоротечности, наших недостатках. В то же время просьба к Господу поддержать нас в течение этого поста и в течение всей нашей жизни, чтобы мы могли пройти ее для спасения. Достаточно собороваться один раз, потому что большее количество превращает таинство в магизм и формализм. Важна позиция, наше отношение к таинству, а не то, сколько раз мы это сделали. Соборование, как и другие таинства, вызывает нас к взаимодействию, сотрудничеству. Если же мы не видим необходимости ответных действий, а просто берем, то возникает желание брать больше и больше. Когда мы приложим усилие, старание, мы поймем свою меру, поймем, что по нашим силам.

По поводу прощения грехов: в Таинстве соборования нет слов о прощении забытых грехов, мы должны каяться и на исповеди приносится покаяние о грехах, забытых по немощи и невниманию. В Таинстве соборования мы, после исповедания грехов в Таинстве исповеди, просим очистить нашу физическую природу от их последствий. Таинства соборования, исповеди, причастия должны быть сопряжены между собой, но только не формально, не надо вычислять: до, после, сколько раз, все должно быть равномерно и осмысленно, это не должно быть «духовной химией».

О покаянии

Когда умирал Сысой Великий, он просил Господа дать ему время на покаяние. Братия говорит ему: ты уже сто лет в пустыне, достиг уже совершенства, какое покаяние. На что подвижник отвечает: Не знаю, дорогие мои, положил ли я начало покаянию. Вот смирение – он просит время на покаяние. Вот смысл соборования.

Наш ориентир – Христос. Наша подсказка – святая духовная литература. Наши средства – пост, молитва, церковь, таинства. Сказано, по плодам их узнаю. В результате Христос должен сказать нам: идите ко Мне благословение Отца Моего. Если мы всю жизнь взывали «Отче наш!», хорошо, если бы Господь назвал нас сын или дочь. Чтобы быть Ему сыном или дочерью, мы должны стать похожими на Него, не внешне, конечно, а внутренне, для начала: сердцем сокрушенным и смиренным.

Сознание греха в нас должно быть, и даже не завуалированным, а острым. Многие святые говорили, что мы должны держать себя во аде, но не отчаиваться. Не отчаиваться не по причине наших заслуг, но нашей позиции. Царство Божие внутри вас есть, сказал Христос, надо стяжать его в себе здесь и сейчас, в том числе соблюдением Великого поста.

Игумен Дамиан (Залетов), настоятель Патриаршего подворья при храме святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове, Москва

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.