Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 января (6 января ст.ст.)

Крещение Господне

Тропарь Крещению Господню, глас 1

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́ическое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Кондак Крещению Господню, глас 4

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́:/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти;// сего́ ра́ди освяти́лся еси́, я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Величание Крещению Господню

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию Крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских.

Смысл и значение праздника

Крещение Господне — один из самых древних праздников христианской Церкви, завершающий Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января. Само слово «крещение» произошло от греческого слова «погружение». Оно впервые встречается в Священном Писании, и связано с именем Иоанна Крестителя. Иудеи, приходившие к нему, смывали с себя («топили») грязь греха, погружаясь в воды реки Иордан, дабы предстать перед Мессией чистыми и обновлёнными.

Крещение Господне

Крещение Господне. Фреска. Афон. Монастырь Дионисиат. XVI в.

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тме и сени смертней (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).

Когда Господь Иисус Христос достиг возраста тридцати лет, Он всенародно вступил в Своё открытое служение для искупления рода человеческого. По ветхозаветному закону ранее тридцати лет принимать сан учителя или священника не дозволялось. Спаситель пришел на реку Иордан, где святой пророк Иоанн Предтеча приготовлял народ иудейский к принятию обетованного Искупителя, — и принял от Иоанна крещение в водах Иордана (Мф. 3, 13—17; Мк. 1, 9—11; Лк. 3, 21—22). Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. В этот день было особое явление всех Лиц Божественной Троицы: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошёл на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий. Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришёл к реке, чтобы очиститься от них через крещение.

Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель Святого Крещения, — изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).

Видео, снятое нашей прихожанкой Наталией Шталь


Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.