Проповедь митрополита Филарета (Вознесенского)
«Вместе с продолжающимся праздником Успения Божией Матери, Церковь ныне также прославляет Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа.
По преданию, Владимирская икона Божией Матери пришла к нам из глубокой древности, ибо была написана святым евангелистом Лукою и получила благословение Самой Преблагословенной Девы Марии. Но первый образ изображения Лика Господа нашего Иисуса Христа уже не живописец написал.
Церковь ныне как раз и прославляет это чудо, этот Образ. Но не следует нам, христианам, принимая участие в этом празднике, забывать о том, что каждый из нас сотворен по образу и по подобию Божьему. Святая Библия ведь говорит, что Господь, сотворив небо и землю, перед тем, как творить человека, имел особый совет Святой Троицы, где Господь Единой Троице изрек Свое благоволительное Слово: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да владычествует он над всей тварью» (Быт.1:26). По образу и по подобию. Святые отцы учат нас отличать образ от подобия. Образ Божий – в самой природе человеческого духа, он тройствен, подобно тому, как Святая Троица, будучи единой по существу Божества, в то же самое время в Лицах – Троица. Так и душа человека. Дух человека, будучи единым абсолютно – единой личностью и единым существом, в то же самое время, троичен в силах своих основных, ибо одно – это ум в человеке, другое – это сердце, чувства человека, а третье – его воля. Умом человек мыслит, сердцем он переживает, а волею он действует. И во всех этих трех силах он один и тот же человеческий дух, одна и та же личность.
А вот, что касается подобия Божия, то не напрасно мы зовем преподобного Серафима и ему подобных, – «преподобные отцы». Они подобие Божие раскрыли в себе. Если образ Божий, как я вам сказал, заложен в самой природе человека так, что, как говорят святые отцы, если и душа человека будет осуждена в геенну огненную на вечные мучения, все равно она останется образом Божиим. Только выйдет так, что сам человек унизил этот образ, осквернил его и сделал себя достойным адских мук. Подобие Божие это – нравственная сторона: чем человек больше уподобляется Богу, тем ближе он к Нему приближается, тем яснее открывается в нем Божие подобие.
Апостол Павел когда-то своих духовных детей призывал: «Молю же вас: подобны мне бывайте, якоже аз Христу» (1Кор.4:16), т.е. будьте подобны мне, подражайте мне, как я подражаю Христу. Человек грешный, предавшийся греху, подобие Божие теряет. Образ он не потеряет, даже и в геенском огне, а подобие Божие совсем может потерять. Не даром говорится псалмопевцем, что человек «в чести сый, не разумех», т.е. человек не понял, не оценил, какой чести удостоил его Творец, и он «приложился скотам бессмысленным и уподобился им» (Пс.48:13). До чего себя доводит человек, теряя подобие Божие и уподобляясь кому-то иному, мы с вами знаем! Кому подобен, например, тот человек, который в опьянении лежит в грязи и что-то бормочет, – кому он подобен? – никак не Господу Богу!..
Нужно помнить, что если образ Божий нерушим в каждом из нас, то подобие Божие должен в себе обновлять и укреплять всякий человек – это и есть задача жизни человеческой. Поэтому помни, человек, и почаще себе напоминай, что сотворен был первый человек-Адам, по образу и по подобию Божьему. Но если быть образом от нас не зависит, то быть подобием Божиим зависит целиком от нас и поэтому наше дело – трудиться над своей душой, чтобы она была подобна Творцу Своему, а никому и ничему иному. Аминь.»
Использован материал книги «Глаголы жизни вечной», Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2007 г.