Нерукотворный Образ Спасителя

Спас Нерукотворный (новгородская икона XII века) (ГТГ)

29 августа (16 августа ст.ст.) совершается празднование Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господня

Проповедь митрополита Филарета (Вознесенского)

«Вместе с продолжающимся праздником Успения Божией Матери, Церковь ныне также прославляет Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа.

По преданию, Владимирская икона Божией Матери пришла к нам из глубокой древности, ибо была написана святым евангелистом Лукою и получила благословение Самой Преблагословенной Девы Марии. Но первый образ изображения Лика Господа нашего Иисуса Христа уже не живописец написал.

Читать далее...
Благоволил его сотворить Сам Господь Иисус Христос. Церковь хранит предание о том, как Едесский царь Авгарь, недуговавший, наслышавшись много о Спасителе и об Его чудных делах, послал к Нему своего живописца, который хорошо писал портреты, чтобы он написал портрет Спасителя. Сколько не напрягался живописец это сделать, – ничего у него не выходило. Он видел, что все, что он изображает на полотне, совершенно не соответствует действительности и что ничего у него не выйдет. Но Господь Иисус Христос благоволил Сам пойти навстречу его трудам. Потребовал Себе ткань, полотно, приложил к Своему Пречистому Лику и Этот Лик изобразился на ткани, на этом полотне. Это и был первый Нерукотворный Образ.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

Филарет (Вознесенский) (1903 — 1985) — 3-й Первоиерарх РПЦЗ,
митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский

Церковь ныне как раз и прославляет это чудо, этот Образ. Но не следует нам, христианам, принимая участие в этом празднике, забывать о том, что каждый из нас сотворен по образу и по подобию Божьему. Святая Библия ведь говорит, что Господь, сотворив небо и землю, перед тем, как творить человека, имел особый совет Святой Троицы, где Господь Единой Троице изрек Свое благоволительное Слово: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да владычествует он над всей тварью» (Быт.1:26). По образу и по подобию. Святые отцы учат нас отличать образ от подобия. Образ Божий – в самой природе человеческого духа, он тройствен, подобно тому, как Святая Троица, будучи единой по существу Божества, в то же самое время в Лицах – Троица. Так и душа человека. Дух человека, будучи единым абсолютно – единой личностью и единым существом, в то же самое время, троичен в силах своих основных, ибо одно – это ум в человеке, другое – это сердце, чувства человека, а третье – его воля. Умом человек мыслит, сердцем он переживает, а волею он действует. И во всех этих трех силах он один и тот же человеческий дух, одна и та же личность.

А вот, что касается подобия Божия, то не напрасно мы зовем преподобного Серафима и ему подобных, – «преподобные отцы». Они подобие Божие раскрыли в себе. Если образ Божий, как я вам сказал, заложен в самой природе человека так, что, как говорят святые отцы, если и душа человека будет осуждена в геенну огненную на вечные мучения, все равно она останется образом Божиим. Только выйдет так, что сам человек унизил этот образ, осквернил его и сделал себя достойным адских мук. Подобие Божие это – нравственная сторона: чем человек больше уподобляется Богу, тем ближе он к Нему приближается, тем яснее открывается в нем Божие подобие.

Апостол Павел когда-то своих духовных детей призывал: «Молю же вас: подобны мне бывайте, якоже аз Христу» (1Кор.4:16), т.е. будьте подобны мне, подражайте мне, как я подражаю Христу. Человек грешный, предавшийся греху, подобие Божие теряет. Образ он не потеряет, даже и в геенском огне, а подобие Божие совсем может потерять. Не даром говорится псалмопевцем, что человек «в чести сый, не разумех», т.е. человек не понял, не оценил, какой чести удостоил его Творец, и он «приложился скотам бессмысленным и уподобился им» (Пс.48:13). До чего себя доводит человек, теряя подобие Божие и уподобляясь кому-то иному, мы с вами знаем! Кому подобен, например, тот человек, который в опьянении лежит в грязи и что-то бормочет, – кому он подобен? – никак не Господу Богу!..

Нужно помнить, что если образ Божий нерушим в каждом из нас, то подобие Божие должен в себе обновлять и укреплять всякий человек – это и есть задача жизни человеческой. Поэтому помни, человек, и почаще себе напоминай, что сотворен был первый человек-Адам, по образу и по подобию Божьему. Но если быть образом от нас не зависит, то быть подобием Божиим зависит целиком от нас и поэтому наше дело – трудиться над своей душой, чтобы она была подобна Творцу Своему, а никому и ничему иному. Аминь.»

Использован материал книги «Глаголы жизни вечной», Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2007 г.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.