Смоленская икона Божьей Матери

Икона Божией Матери Смоленская

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия»

празднование 10 августа (28 июля ст.ст.)

Слово в день празднования Смоленской иконе Божией Матери схиархимандрита Кирилла (Павлова)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Дорогие во Христе братия и сестры! Когда человек отправляется в какую-либо дальнюю страну или город и путь туда ему неизвестен и опасен, тогда берет он в спутники опытного путеводителя, которому себя вверяет. И, несмотря на опасную дорогу, он благодаря этому путеводителю благополучно добирается до места своего назначения. Так бывает в быту житейском, но так же бывает и в жизни духовной, когда благочестивые христиане вверяют свою жизнь опытным путеводителям – небесным покровителям.

Путь духовной жизни христианина, стремящегося спасти свою душу, тернист и опасен, а потому и нуждается в водительстве. Ко многим святым угодникам Божиим прибегают благочестивые христиане в своих сердечных нуждах, но особенно – к Державной Царице Небесной, Пречистой Деве Марии, покровительству Которой и вручают свою жизнь – от самой юности до последней ее минуты. Казалось бы, пора детства и юности – самые невинные и безопасные годы, но кто может отрицать, что и в этом возрасте встречаются тысячи опасностей: соблазны, искушения, неправильное воспитание, потеря родителей, болезни могут в самом начале жизни загубить ее, и цветок жизни увянет навсегда. Это – наиболее ответственный период, и мудро поступают те благочестивые родители, которые еще с самых юных лет поручают своих чад покровительству Богоматери; история знает множество примеров, когда Богоматерь спасала детей от бесчисленных опасностей и иссушала ручьи детских слез.

Не легче и тот период жизни, когда человек приходит в возраст и достигает совершеннолетия: сколько здесь трудов, скорбей, болезней, опасностей, которые подавляют душу и тело и своей тяжестью готовы были бы сокрушить слабое создание человеческое, если бы не покров Богоматери и Ее помощь!

Проходят годы. И вот, при благоговейном размышлении о вечности, душа, обремененная грехами, приходит в раскаяние, и чувство страха и трепета настолько овладевает ею, что она горит в огне, не находя себе успокоения. И только слезы, проливаемые ею с чувством живой веры перед образом Заступницы Усердной, смогут развеять окутавший ее мрак и возвратить ей благодатное настроение, мир и радость о Духе Святе. Православные христиане, в силу величайших щедрот Богоматери, именовали Ее разными именами: называли Ее «Скоропослушницей», «Всех Скорбящих Радостью», «Взысканием погибших», «Нечаянной Радостью»; именовали Ее и «Путеводительницей». Праздник в честь иконы, носящей это имя, мы сегодня и совершаем.

Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительницей» (по-гречески «Одигитрией»), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и до торжества христианства в греко-римском государстве находилась в Иерусалиме. Когда же христианская вера восторжествовала, то из Иерусалима «Путеводительницу» перенесли в Царьград, где греческие императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке (в 1046 г.) греческий император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за Черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, отчего икона и получила наименование Смоленской. Там она была поставлена в соборном храме в честь Успения Богоматери и там же впоследствии, когда полчища ордынского хана Батыя подступили к Смоленску и намеревались внезапно овладеть городом и разорить его, явила свою чудесную благодатную силу.

Оказавшись на краю гибели, жители Смоленска собрались в Собор и перед иконой «Одигитрии» со слезами молились Божией Матери о помощи и заступлении. Горько сокрушаясь, они наложили на себя строгий пост и каялись, исповедуя свои грехи и испрашивая прощение. И вот, в полночь был церковному пономарю от иконы голос: «пойди, скажи рабу Моему Меркурию, чтобы он в воинской одежде пришел в храм». Когда воин Меркурий явился (а был это человек весьма благочестивый), то от иконы послышалось: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своей ратью, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал Он его в рабство вражее. Выйди тайно от всех в сретение врагу, и силою Христовою ты победишь. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победой ожидает тебя и венец мученический». Меркурий так и сделал – он умертвил воина-исполина, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд, и поразил рать Батыя при помощи молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, величественный лик Которой в ужас приводил врагов, но и сам упал убитым.

В XIV веке «Одигитрия» была перенесена в Москву, но столетием позже, в XV веке, жители Смоленска попросили вернуть икону их городу. Торжественно, с крестным ходом провожали икону из Москвы и, совершив перед ней последнее прощальное молебствие на Девичьем поле, отпустили ее в Смоленск. А позже неподалеку от места прощания с иконой выстроен был и до сей поры существующий Новодевичий женский монастырь.

Совершая ныне, дорогие мои, прославление Божией Матери, необходимо нам для нашего назидания вспомнить и нравственные достоинства Ее, которыми угодила Она Богу. Ведь Пресвятая Дева – единственная, Кто сподобилась высочайшей чести быть Матерью Бога Всевышнего.

С самого рождения Своего Дева Мария отличалась беспримерным благочестием, была целомудренна и телом, и духом, соединяя с таким дивным, равноангельским целомудрием величайшую во всем скромность – первый признак истинной невинности. Она была весьма скромна и в одеянии, и в обращении, и во взорах, и в речах. Она одевалась благопристойно, со стыдливостью, украшая себя не плетением волос и не золотыми одеждами, но добрыми делами, дабы угодить Господу.

Женам надо в этом отношении брать пример с Богоматери и подражать Ей, потому что мы часто видим, что даже верующие жены, приходя в храм, одеваются неблагопристойно, полуобнажая себя и таким образом служа соблазном для других. Надо жен!ам заботиться не о хорошем одеянии, а о добрых делах, как прилично это людям, посвятившим себя благочестию.

Пресвятая Дева Мария отличалась и необыкновенным смирением. Она, Которая имела общение с Богом и Ангелами, удостоившаяся такой высокой чести, везде старается быть последней, не требует Себе знаков почитания и похвал, а наоборот – живет в безвестности, снискивая Себе пропитание трудами рук Своих.

Она отличалась и совершенной преданностью воле Отца Небесного, с непоколебимым великодушием принимая все, что угодно было воле Божией послать Ей в Ее жизни. Она с безропотной покорностью переносила все скорби и несчастья, возлагая все упование Свое на Господа. Даже в те часы, когда Она видела Своего Возлюбленного Сына на Кресте, когда оружие прошло Ее душу, когда Она испытывала такие невообразимые скорби, каких никто из земнородных еще не претерпевал, – и тогда не пала Она под тяжестью креста Своего, но мужественно, твердо перенесла ниспосланное Ей испытание.

Но насколько Пресвятая Дева была предана воле Божией и насколько мужественна была душа Ее, настолько же была Она и сострадательна и нежна к людям, которых любила от всего сердца, чем и стяжала Себе любовь народную. И в этом нам надо Ей подражать.

Возлюбленные братия и сестры, помолимся ныне от всего сердца Царице Небесной, чтобы Она и нас путеводила от земли к вечному Небесному Царству, научая искренно любить Бога и исполнять Его святые заповеди и Своими молитвами охраняя нас от всякого зла, чтобы благополучно поживши в веке сем, переселиться нам в вечные обители и там прославлять Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом да будет слава и похвала во веки веков. Аминь.

10 августа 1963

aaa

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская, глас 4
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская, глас 6
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская
К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.

aaa

В 1993 году в храме Смоленской иконы Божией Матери митрополитом Иоанном (Снычёвым) настоятель нашего храма протоиерей Вадим Буренин был рукоположен во пресвятера.