О доверии Богу

«Сейчас большинство православных, несмотря на то что они иногда не бывают воцерковлены (заходят в храм только поставить свечи, мало знают о Причастии, главных таинствах Церкви), на вопрос, который мы задаем, отвечают утвердительно. «Верите ли вы в Бога?» – «Да, в Бога верим».

Понятно, что каждый по-своему. Если мы начнем их опрашивать по Катехизису митрополита Филарета, то, конечно, там будет много промахов, но в Бога они верят. Как говорит нам Библия: «И бесы веруют и трепещут».

Для Ветхого Завета неверие было безумием. Как говорит пророк Давид: «Сказал безумец в сердце своем: „Нет Бога“». Все мы в какой-то мере верующие. Даже атеисты не то чтобы совсем неверующие, они просто верят в небытие Бога.

Здесь стоит вопрос по-другому. В Священном Писании этот вопрос поднимается; особенно поднимает его апостол Павел в Послании к Евреям. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». То есть не вера в Бога вменяется в праведность, а вера Богу. В этом есть основа доверия.

Сейчас у нас идет много разговоров о духовности в самых разных сферах: культуре, образовании, катехизации, воспитании детей. Иногда голова кругом идет от того, что от этого понятия ничего не осталось. И картины у нас духовные, и пение духовное, и манера поведения духовная. А собственно, что в этом всем духовного? Когда мы задаем себе вопрос: «Верю ли я Богу?» – все потихонечку становится на свои места.

Верю ли я Богу? Если я верю Богу, то должен знать, что Он мне говорит. Здесь встает ключевой вопрос Священного Писания – невозможно верить, доверять Богу и не интересоваться Священным Писанием, потому что это слово Божие, обращенное к нам. Слово Божие, обращенное к нам, требует от нас соответствующих действий. Христос говорит на Тайной Вечере: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета… Сие творите в Мое воспоминание. Если мы доверяем Богу, верим Его словам, значит, Его слова – истина, они необходимы, являются императивом. Если этого не происходит (идем от обратного), значит – мы Богу не верим, не доверяем. А если мы Ему не доверяем, то чего мы тогда хотим в нашей жизни?

Мне не верится, что существует на земле человек, к которому не стучался бы Христос. Апостол Иоанн Богослов пишет в Откровении: «Се, стою у двери и стучу. Кто откроет, с тем буду вечерять». Христос стучит в сердце каждого. Вопрос в том, как стать способным этот стук услышать и как стать способным эту дверь своей души открыть. Здесь ключевым, как и во всей аскетике, является вопрос гордыни. Христос говорит простую вещь: «Научитесь от Меня, потому что Я есть кроток и смирен сердцем». Христос не говорит: «Научитесь поститься, молиться». Он говорит нам очень простые вещи.

Христос говорит: «Научитесь, потому что Я кроткий и смиренный»; «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Христос не дает сложно оформленных задач. Они трудные по своей сути, но оформлены очень легко. Доверие Богу невозможно без смирения, без исполнения первой заповеди блаженств: «Блаженны нищие духом». Доверие Богу невозможно, пока мы не признаем свое фиаско. Все мои усилия, все духовные надежды на то, что я наконец-то стану порядочным человеком, хорошим семьянином, завяжу со своими вредными привычками, рано или поздно заканчиваются крушением. Все возвращается на круги своя. Гордыня приводит к падению, конфликтам. Невозможно верить Богу, пока мы сами держим штурвал. Штурвал надо отдать.

Тут надо понять простую вещь: мы сами ничего не можем. Любые установки на тему «хочу победить гордыню» – неверны. «Я» – это и есть гордыня. Как только звучит «я» – это и есть тот самый пресловутый эгоизм. Мы должны понять простую вещь: нас меняет Христос. Нужно понять смысл евангельской притчи о закваске. Царствие Божие подобно закваске, которая попадает в меру муки, пока не вскиснет все. Или как горчичное зерно попадает в землю – и из него вырастает большое дерево. Мы должны понять, что мы – это мука, в которую порой попадает Христос (закваска). Он потихоньку сквашивает все тесто нашей души. Наша задача Ему не мешать – вот что самое главное. Ключевым здесь является таинство Святого Причастия (все Предание об этом говорит). Именно в Святом Причастии мы учимся (помимо того, что происходит реальное соединение со Христом) доверять Богу. Мы говорим – как разбойник: «Первый из грешников есмь аз. Помяни меня во Царствии Твоем». Вот это то самое ключевое, как мне кажется.

Как только мы говорим: «Я не победил свою гордыню, не победил свои страсти», – мы не даем места Богу. Получается, мы не впускаем Христа в свою жизнь. Пока мы Его не впускаем, ничего не произойдет. Смирение – это принесение себя Ему таким, каков я есть. Не целеньким и святым; мы приносим себя Христу грязными, грешными, с духовной точки зрения – никакими, признавая свое реальное духовное положение. Когда приходит нищета духовная, тогда и начинается духовная жизнь.

Смирение — это не мазохизм. Это не любовь к унижению личности. Когда Господь говорит: «Кто хочет быть первым, тот будет последним», – это речь о правильном смирении, но не об унижении личности. Мы – образ и подобие Божие.

Нужно всегда обращаться к словам преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». Мирный дух – вот критерий действительного смирения. Настоящее смирение приходит с любовью, с радостью. Как говорит апостол: «Плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера, воздержание». Это все приходит со смирением. Если это не приходит, нет ни любви, ни радости, ни долготерпения – это не смирение. Нужно задать себе вопрос: «Что со мной происходит?» Может, я нахожусь в каком-то патологическом, духовно нездоровом состоянии? Может, мне надо что-то переосмыслить в своей духовной жизни? Может, я сейчас испытываю нетерпение? Настоящее терпение приносит опытность, как говорит апостол Иаков. Может, это не терпение, а форма гордыни? Если мы терпим безропотно, то это хорошо, это смирение. А если мы терпим и потихонечку ненавидим всех тех, кто нас окружает, это не терпение. Это увеличение напряжения в сети. Рано или поздно замкнет. Что и произошло с нашей телезрительницей – замыкание.

Надо полюбить Христа. Тут один простой на все ответ, из которого все следует – полюбить Христа, полюбить Его слова: то, о чем Он говорит. Впустить Его в свою жизнь. Сказать Ему совершенно спокойно простыми словами: «Господи, я здесь, вот я»….»

Иерей Михаил Кудрявцев. Кусочек программы цикла «Беседы с батюшкой» т/к «Союз»

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.