«Вся его яркая святая жертвенная жизнь была проповедью»

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ ВерейскийАрхиепископ Верейский Иларион (Троицкий) (†1929) причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на Архиерейском Соборе 2000 года. Наряду со многими иерархами, священниками и мирянами, прославленными Церковью в ХХ столетии, ему довелось жить во времена особых испытаний для нашего Отечества.

Дни памяти:
28 декабря;
24 июля – Обретение мощей;
3 сентября – Собор Московских святых;
25 июня – Собор Санкт-Петербургских святых;
5 февраля – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской;
18 ноября – Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.;
1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии

Владыка Иларион был активным сторонником возрождения патриаршества. Во многом благодаря его замечательной речи на Поместном Соборе 1917-1918 годов впервые более чем за 200 лет был избран Патриарх Московский. После избрания Патриарха Тихона архиепископ Иларион стал его секретарем и консультантом. Вел переговоры от имени Церкви с представителями государства, добиваясь смягчения политики в отношении Церкви. Эта активная деятельность вызвала недовольство властей, и в 20-е годы владыка был осужден и приговорен к трем годам лагерей, а затем еще к трем годам ссылки.

Находясь на Соловках, он сохранил добрые качества души, которые приобрел посредством подвигов монашества и священства. Те, кто находились вместе с ним, стали свидетелями его полного нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Веселостью и духом радости он поражал тех, кто считал церковных людей мрачными и вечно скорбящими.

Священномученик окончил земной путь в Ленинграде: на переправочном пункте из одного лагеря в другой он заразился тифом, скоропостижно скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

24 июля 1998 года состоялось обретение мощей священномученика на Новодевичьем кладбище. Они были перенесены в Казанский храм обители, где оставались до 9 мая 1999 года, когда были переданы столичному Сретенскому монастырю.

Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) о значении подвига владыки Илариона:

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

«Это святой, который жил не тысячу лет назад, а почти наш современник. Если мы будем чтить древних угодников Божиих и не будем почитать тех, кто непосредственно наши отцы или деды по возрасту, кто предшествовал нам и нашему времени, мы через это будем возводить даже хулу на Духа Святаго. Об этом говорил Симеон Новый Богослов. Думаю, наш народ должен сугубо почитать людей, на крови которых созидается благополучие современной церковной жизни. Им и их мученическому, исповедническому подвигу мы обязаны, собственно, тем, что происходит в нашей Церкви. Они для нас сохранили Церковь. Они не могли сохранить стены храмов — храмы закрывались, они не могли сохранить благолепие обителей святых — обители разорялись, монахи изгонялись, но они сохранили главное — веру, сохранили возможность людей участвовать в таинствах Церкви.За это радел, за это душу свою положил владыка Иларион. Мы знаем его известное послание, он был участником подготовки этого послания соловецких епископов, где как раз настаивал на том, что несмотря на все политические перипетии и трагические изменения, Церковь может жить, совершать таинства, через которые будут спасаться люди. Это была засвидетельствованная страданиями позиция владыки. И ведь он был не один такой.

Священномученик почивал мощами в самом революционном городе России. Случайно ли это? Думаю, нет. Человек, который свою душу полагал за сохранение православной Руси и веры в нашем народе, незримо присутствовал своими мощами 70 лет в земле петербургской, на которой, к скорби нашей, было три революции. И то, что все чтили и восхваляли, на самом деле — кровавое пятно, расплата людей за безбожие. А владыка в этой земле почивал, предстательствовал за нашу Церковь, за этот город, за людей, которые сюда ходили. И это небесное предстательство чувствовалось тогда и чувствуется поныне — после того, как произошла его официальная канонизация.»

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.