Предлагаем к прочтению кусочек программы т/к «Союз» из цикла «Беседы с батюшкой». Гость программы доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба). Этот материал будет полезен тем, кто только недавно начал посещать храм.
Библию недостаточно читать так, как мы читаем другую литературу.
«Очень часто люди читают Священное Писание и начинают его толковать по-своему. Человеку так легче привыкать к тексту: он его понимает тем разумением, которое у него есть. Но на самом деле все не так просто. Чтобы изучать Священное Писание, о нем надо знать некоторые вещи. Когда медик начинает заниматься медицинской практикой, он обучается в медицинском институте, изучает предметы; в частности, досконально изучает анатомию человека. Для чего он это делает? Чтобы понимать, какие процессы происходят в организме человека.
Священное Писание – это, если хотите, тоже определенный организм, который имеет свои составы, свойства. Написано оно в определенном жанре, который необходимо правильно понимать. Если человек, не искушенный знаниями, начинает изучать Священное Писание самостоятельно, ему очень легко попасть в ловушку неправильного толкования того, что там написано. Далеко за примером ходить не надо. Допустим, написано: если рука соблазняет тебя, отсеки ее и выкинь вон. Что должен человек здесь делать? Поступить так, как написано в Священном Писании либо прибегнуть к толкованиям (что по этому поводу говорит Церковь, святые отцы) и делать правильные выводы?
Новоначальным, которые хотят изучать Священное Писание, конечно, лучше всего начинать с книги «Закон Божий». В Русской Православной Церкви это классическая книга Серафима Слободского. Он дает новоначальные понятия о Церкви Христовой, о Священном Писании, объясняет наиболее яркие библейские события из истории Ветхого и Нового Заветов и подготавливает человека, который хочет и готов посвятить свою жизнь служению Церкви, жить церковной жизнью, стать на правильную дорогу.
Более серьезный учебник для изучения Священного Писания – учебник Лопухина. Он рассказывает о том, из чего состоит история Священного Писания Ветхого Завета, разделяет ее на периоды. Лопухин написал книгу «Изучение Библии». Таким образом, человек начинает более ярко представлять, что хочет Священное Писание Ветхого Завета донести до его сердца.
И конечно же, классик толкователей из святых отцов Церкви – святитель Феофилакт Болгарский. Он пересказывает Иоанна Златоустого в более сжатой, краткой и доступной форме. Он объясняет все непонятные места в красивом жанре, так что человек очень хорошо понимает смысл Священного Писания.
Конечно, раз мы коснулись великих святителей и церковных просветителей, – Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий тоже очень хорошо в своих трудах объясняют, толкуют тексты Священного Писания. Есть священная книга Псалтирь. Необходимо, чтобы ее растолковывали, чтобы нам было понятно, что там написано. Есть толкования на Псалтирь. Есть научные издания, которые в себе содержат несколько отцов-толкователей святой книги Псалтирь. Людям, желающим прибегнуть к их изучению, лучше всего записаться в воскресную школу. При многих храмах Москвы и других городов, при епархиях существуют курсы, куда тоже можно записаться, походить, послушать. И конечно же, по телеканалу «Союз» очень много интересных передач, которые завязаны на том, чтобы правильно понимать тексты Священного Писания. Арсенал очень большой, и человеку необходимо подобрать для себя наиболее удобный, приемлемый способ познания.
Опасность прежде всего в том, что очень легко уйти в ересь. Люди, к сожалению, не знают историю Церкви, не знают, что существует очень много различных ересей, которые зарождались в неправильном толковании текстов Священного Писания. Часто бывает так, что люди, облеченные высокими научными званиями, вплоть до академиков Академии наук, свои умозаключения представляют как открытие. Они прочитали, растолковали, им стало понятно – и им «открылось». А оказывается, открытая ими ересь – IV века, арианская или несторианская. Это все уже было, Церковь с этим уже боролась, у нее существует определенный иммунитет.
В Церкви зародилась такая наука, как догматика. Она предлагает людям не терзать свой мозг и сердце, а изучить определенные правила, познакомиться с правилами, с «дорожной картой» изучения Священного Писания, правильного отношения, правильной интерпретации текста Священного Писания. Это очень серьезное дело. Христианские деноминации протестантского толка (их просто сотни, если не тысячи) друг друга не признают. Каждая по-своему толкует тексты Священного Писания. Харизматы, допустим, толкуют так, как им в голову придет. Так что это очень опасное направление, прежде всего с духовной точки зрения. Человек теряет правильную дорогу к Богу и может заблудиться в дебрях своего неведения, что часто и бывает.
Критерий правильного понимания Священного Писания прежде всего состоит в том, что уже есть определенная позиция Церкви, основанная на толкованиях святых отцов. Господь в свое время им открылся, дал им дар рассуждения, понимания, интерпретации текста Священного Писания. У этих святых людей были, если хотите, определенные компетенции в том, чтобы разбирать эти тексты, толковать их, интерпретировать в духе Спасителя Господа Иисуса Христа. Когда некоторые ученики Его не понимали, что говорил Спаситель? Он говорил: странно, что вам еще не дано это, не открылось – и вы не понимаете тех истин, которые Я говорю вам. Это прежде всего особый дар, который мы должны получить от Бога. Бывает, человек умный, но у него нет этого дара, и он рассуждает о том, что написано в Священном Писании, об образах, о содержании Священного Писания как ребенок или как человек, который вообще не знает, как правильно понимать те или иные слова Спасителя.»