24|11 июля совершается память обретения мощей архиепископа Верейского Илариона, одного из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов, выдающегося богослова и талантливейшого человека. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее.
Его труды отличаются строго церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, влиявшим на наше богословие со времен митрополита Петра Могилы. Его идеал — это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств.
Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии.
С самого раннего детства в нем пробудилось стремление к учению. Будучи пятилетним отроком, он взял своего трехлетнего брата за руку и пошел вместе с ним из родной деревни в Москву учиться. И когда братишка от усталости заплакал, то Владимир сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Родители вовремя спохватились, заметив исчезновение детей, и быстро возвратили их под кров своего дома. Владимир вскоре был отдан в Духовное училище, а затем в Духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии он поступает в Московскую Духовную академию и блестяще заканчивает ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. Его оставляют при академии профессорским стипендиатом. Во всех школах, начиная с Духовного училища и кончая Духовной академией, Владимир учился превосходно. По всем предметам он всегда имел отличные оценки.28 марта 1913 года пострижен в монашество с именем Иларион. <…> С декабря 1913 года — профессор Священного Писания Нового Завета Московской академии. С мая 1913 — инспектор академии, в мае — сентябре 1917 года — исполняющий обязанности ректора академии. Архимандрит Иларион приобретает большой авторитет и как воспитатель учащихся, и как профессор-богослов, и как знаменитый церковный проповедник. Один за другим выходят его богословско-догматические труды, обогащающие церковную науку. Его проповеди звучат с амвонов церквей, словно колокол, призывая народ к вере и нравственному обновлению.
Когда остро назрел вопрос о восстановлении Патриаршества в России, он, как член Поместного Собора 1917—1918 годов, вдохновенно выступил в защиту Патриаршества. Его речь имела большое воздействие на членов Собора и во многом способствовала положительному решению вопроса. После избрания Патриарха Тихона стал его секретарём и главным консультантом по богословским вопросам. Имя архиепископа Илариона возносилось за богослужениями в храмах Московской епархии вслед за именем Патриарха. Он столь активно противодействовал обновленческому расколу, что в результате в Патриаршую Церковь из обновленчества вернулась бóльшая часть московских приходов.Активная деятельность владыки вызвала недовольство большевиков. Осенью 1923 года был арестован, приговорён к трём годам лагерей. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки.
В Соловецком лагере трудился сетевязальщиком, рыбаком, лесником, сторожем. Лагерь он воспринимал как школу добродетели, являя собой пример монашеского нестяжательства и пользуясь всеобщим уважением заключенных — как из среды духовенства, так и самых разных социальных групп. Под его началом на Соловках работала «артель Троицкого», ставшая настоящей духовной школой для многих узников.
Архиепископ Иларион — один из авторов «Памятной записки соловецких епископов» (1926), в которой говорилось о тяжелом положении Православной Церкви в СССР и предлагался путь выстраивания церковно-государственных отношений. На Пасху 1927 года он возглавлял служение заутрени, ставшей ярким событием в жизни Соловецкого лагеря.
Последние два года пребывания на Соловках архиепископ проживал в окруженной лесом избе между морским заливом и озером. В 1929 году, на этапе в ссылку, заболел тифом, был снят с поезда в Ленинграде, помещен в городскую тюрьму, затем в Эпидемиологическую тюремную больницу им. Ф. П. Гааза. В этой больнице он умер 28 декабря.
Митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) добился от властей выдачи тела и разрешения похоронить умершего подобающим его сану образом. В отпевании принял участие архиепископ (впоследствии Патриарх) Алексий (Симанский), погребение состоялось на кладбище Новодевичьего монастыря Ленинграда.
24 июля 1998 года были обретены честные останки архиепископа Илариона, а 10 мая 1999 года их перевезли в московский Сретенский монастырь.
Использованы материалы из интернета, в частности — сайта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке»
Тропарь священномученику Илариону Троицкому, глас 4
Во́ине Христо́в Иларио́не, сла́во и похвало́ Це́ркве Ру́сския, пред ги́бнущим ми́ром Христа́ испове́дал еси́, кровьми́ твои́ми Це́рковь утверди́ся, ра́зум Боже́ственный стяжа́л еси́, лю́дем ве́рным возглаша́ше: без Це́ркви не́сть спасе́ния.
Кондак священномученику Илариону Троицкому, глас 6
Иларио́не, священному́чениче Христо́в, служи́телей гряду́щаго анти́христа не убоя́лся еси́, Христа́ му́жески испове́дал еси́, за Це́рковь Бо́жию живо́т тво́й положи́. Красо́ новому́ченик Росси́йских, Руси́ святы́я похвало́, ты́ Це́ркве на́шея сла́ва и утвержде́ние.