Пророк и Креститель Господень Иоанн

Пророк и Креститель Господень Иоанн
Икона Рождества Иоанна Предтечи

Излишне ревностные родители порой с детства приучают своих малышей к идее, что день рождения – не тот праздник, который следует праздновать православному христианину. Отмечать надо тезоименитство, то есть день своих именин, своего святого, в память о котором было дано имя. Наверное, это правильно. Но ведь, согласитесь, так хочется, чтобы как когда-то в детстве: открываешь утром глаза – и непроизвольно распахиваешь их еще шире, ведь у кровати сюрпризы и подарки, а вечером гости, праздничный торт со свечками… Разве плохо?

Да, православная традиция и правда не особо поддерживает идею празднования дня рождения – и тем удивительнее, тем сильнее ощущаются те немногие исключения, которые не просто позволены к употреблению, а включены в годовой церковный круг важных праздников. Этих исключений всего-навсего три: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Вот давайте его и прославим, его и поздравим, ему и воспоем.

Рождество Иоанна Предтечи и все, предшествующие этому события, вместе создают удивительную логичную и стройную канву общей картины Священного Писания. Любая мелочь, кажущаяся случайной, на самом деле совсем не случайна. Например: жили-были три сестры: Мария, Совия и Анна. Анна вышла замуж за Иоакима, много лет была бесплодна, а потом родила девочку Марию, и в три года отдала Ее по обету в храм. Через десяток лет девочку выдают замуж за плотника Иосифа, а потом она отправится навестить свою беременную ­двоюродную сестру: дочь той самой Совии, по имени Елизавета, которая, в свою очередь, много лет мучилась бесплодием. Так уравняются возрасты двух женщин, соединившись в одной точке, из которой начнется нечто новое, небывалое, неслыханное доселе: Новый Завет.

Елизавета была родом из Вифлеема. Она вышла замуж за человека по имени Захария, бывшего священником. Много лет супруги прожили вместе, не имея детей. Возможно, они даже почти смирились с этим, по крайней мере, нам ничего неизвестно о тех переживаниях, которые тревожили их сердца и души. Кто знает, может быть именно за это смирение и было явлено Захарии и Елисавете то чудо, которое прославило их на весь мир?

Однажды священник Захария служил череду в Иерусалимском храме. Как говорит евангелист Лука, «по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне». Внезапно Захария увидел Архангела. Конечно, он испугался. Конечно, смутился. Конечно, удивился. Но еще больше старый священник смутился, испугался и удивился тем словам, который ангел произнес. Он сообщил, что вскоре жена Захарии Елизавета наконец-то родит своему мужу сына. И этот сын будет «велик пред Господом, не будет пить вина, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей, и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу». Также ангел велел назвать младенца Иоанном.

Захария, хоть и был всем сердцем открыт Богу, усомнился в услышанном. Я старый, жена моя старая, – возражает он, – какой может быть ребенок? В ответ на это Архангел Гавриил насылает на священника немоту, которая должна будет продлиться как раз до рождения предсказанного сына: как напоминание, укор и урок за неверие. Потрясенный Захария выходит к народу и пытается изъясняться жестами. Евангелист совершенно спокойно упоминает, что люди в связи с этим поняли, что в святилище он удостоился видения. Захария остался при храме до окончания времени своей череды, а потом возвратился домой к жене.

Действительно, после его возвращения Елизавета забеременела. Пять месяцев она таилась от соседей, храня в себе эту великую радость – а потом к ней пришла ее младшая родственница Мария, которой все тот же Архангел сообщил и о беременности ее кузины, и о Ее собственном будущем Сыне. При виде Марии Елизавета преисполняется Святого Духа и восклицает «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне сие, что прииде Матерь Господа моего ко мне!». Дева Мария отвечает словами, ставшими основой одного из самых красивых песнопений всенощного бдения: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем». Богородица провела у Елизаветы около трех месяцев, а потом возвратилась к себе домой.

Наконец долгожданный младенец родился. На восьмой день собрались соседи, родственники и друзья: пришло время совершить обряд обрезания и дать новорожденному имя. Все ожидали, что, согласно традиции, родители назовут мальчика в честь кого-то из старших родственников по мужской линии, однако Елизавета внезапно заявляет, что хочет назвать ребенка Иоанном. Все удивлены, ведь в роду нет никого с подобным именем. Обращаются к отцу. Захария по-прежнему нем, но он берет восковую дощечку и твердо пишет на ней: «Иоанн имя ему». В это же самое мгновение к нему возвращается речь, он прославляет Бога, поздравляет жену, благодарит гостей и провозвещает своему сыну великое будущее.

К сожалению, идиллия длилась недолго. Вскоре рождается Христос (кстати, дата празднования Рождества Иоанна Предтечи высчитывалась исходя из постулата, что Креститель старше Спасителя на полгода), к Ироду приходят волхвы, и он отдает свое страшное повеление об избиении младенцев. Елизавета хватает свое единственное долгожданное дитя и убегает в пустыню, а Захария остается служить в храме, где вскоре принимает мученическую смерть: к нему пришли воины Ирода и требовали ответить, где скрывается его жена с сыном. Естественно, священник им этого не сообщил, тогда его зарубили мечами прямо на месте.

Мать и сын остаются жить в пустыне. Через несколько лет Елизавета умирает, так что Иоанн Креститель пребывает там уже совсем один. Он носит одежду из верблюжьего волоса и подпоясываетсякожаным ремнем, питается акридами (род саранчи) и диким медом. Принято благочестиво считать, что именно это его пустынножительство было первым христианским монашеством. В пустыне пройдет двадцать с лишним лет. А потом Иоанн Креститель выйдет на свою проповедь, чтобы наконец-то встретиться с Тем, во имя Кого было все, случившееся ранее: долгое бесплодие, чудесное рождение, мученическая смерть. Чтобы у человечества началась совсем другая История…

Ольга Немчикова

 

Пророки Божии Илия и Иоанн

Пророки Илия и Иоанн
Пророки Илия и Иоанн

Два величайших пророка, которых разделяли столетия, обращали сердца людей к истинному Богу, исполняли волю Божию и были сходны по духу и силе.

В книге пророка Малахии говорится: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). С первых времен христианства, по толкованию Евангелистов это пророчество относилось к Иоанну Предтече, который должен был прийти в духе и силе Илии перед явлением Богочеловека Христа миру. Как понимать, что Иоанн Креститель был обещанным Илией?

Иоанн Креститель соединил обетования Божии в Ветхом Завете и исполнение пророчеств, наступившее с пришествием Христа. Спаситель свидетельствует об Иоанне Крестителе, называя его Илией: «Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. … И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:7-10, 14). Святой пророк и Предтеча Господень Иоанн с самого своего рождения был призван обратить народ, потерявший веру и страх Божий к истокам: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:6).

Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселясь в одной из диких пещер, среди молитвы и благочестивых размышлений, пробыл в ней до тридцатого года своей жизни. «Он жил в пустыне, как на небе – говорит святой Златоуст, – вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом». Одежду носил он самую простую, жесткую, сшитую из ткани, приготовленной из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. В пище он соблюдал крайнюю воздержность, да и вся пища его состояла только из растений и дикого меда. Скрываясь в глубине пустыни, ведя жизнь свободную от близких сношений с людьми, ища только общения с Богом, он спокойно ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело общественного служения.

Святой пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте и молитве. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию. Народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, поклонялся языческому богу Ваалу. Всю свою необычайную силу пророк Илия направил на обращение израильского народа к Богу.

У Иоанна Крестителя была такая же миссия, как у пророка Илии: приготовить сердца людей к приходу Господа: «…и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:16-17).

Иоанн Креститель имел в себе того же Божия Духа, что и пророк Илия– вот слова Ангела, обращенные к отцу святого Иоанна – священнику Захарии: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:13-15)

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, был голос Божий к нему, повелевавший оставить пустыню, идти к народу иудейскому и проповедью покаяния и крещением возбуждать народ к раскаянию во грехах: ибо наступило время пришествия Мессии. Повинуясь небесному голосу, Иоанн оставил свое пустынное убежище и явился на многолюдных берегах реки Иордан. Евангелие от Марка начинается с повествования о служении Иоанна: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:1-4). Слово «ангел» на греческом языке означает «вестник, посланник» и в Священном Писании обращается и к духовным существам, и к людям – пророкам, посланникам Бога.

В те тяжелые времена потери веры и единства, народ израильский жил особенно напряженным ожиданием пришествия Мессии. Много появлялось лжепророков, которые обещали привести народ к свободе, основать новое царство. Но Иоанн не искал популярности, он призывал иудеев изменить их жизнь, чтобы достойно встретить Бога. Он считал себя лишь «вестником» и «голосом», который послан нести благую весть о том, что новое царствие вот-вот начнется. Пришествие Божие должно было начаться с Суда. Иоанн говорил, что Бог будет судить Свой собственный народ.

Пророк Илия и Иоанн Креститель – два разных человека. Едины они в том, что оба были исполнены Божией благодати, были Его пророками, исполняли Его волю, обращая сердца людей к истинному Богу.