Канон праздника Сретения Господня

Сретение Господне

Песнь 1

Ирмос: Сушу глубородительную землю солнце нашествова иногда: яко стена бо, огусте обаполы вода людем пешомореходящим и Богоугодно поющим: поим, Господеви, славно бо прославися.

 Песнь 1

Ирмос: Над сухою землёй, родившейся из бездны, солнце некогда взошло: ибо как стена по обе стороны застыла вода для народа пешего, море переходившего и богоугодно воспевавшего: «Воспоём Господу, ибо Он славно прославился!»

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Да каплют воду облацы, Солнце бо, на облаце легце носимо, настало есть, на нетленную руку, Христос в церкви яко Младенец. Темже, вернии, возопиим: поим Господеви, славно бо прославися.

 Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Облака да прольют воду; ибо Солнце – Христос, лёгким облаком носимый – непорочными руками, в Храме явился, как Младенец; потому мы, верные, будем восклицать: «Воспоём Господу, ибо Он  славно прославился!»

Крепитеся, руце Симеони, старостию ослабленнии, лыста же претружденна старча правобыстро движитася Христу на сретение, лик со безплотными составльше, поим Господеви, славно бо прославися. Укрепитесь, руки Симеона, ослабевшие от старости, и одряхлевшие ноги старца бодро двигайтесь Христу навстречу; составив хоровод с бесплотными, воспоём Господу, ибо Он славно прославился!
Разумом простертая Небеса, веселитеся, и радуйся, земле, из Пребожественных бо недр Хитрец прошед Христос, Материю Девою Богу Отцу приносится Младенец, Иже прежде всех,  славно бо прославися. Возвеселитесь небеса, распростёртые премудро, радуйся и земля: ибо происшедший из недр Божественнейших Создатель Христос, Матерью Девой Богу Отцу как младенец приносится, Тот, Кто прежде всех, ибо Он славно прославился.
Слава, и ныне Слава, и ныне
Песнь 3

Ирмос: Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, Юже стяжал еси  честною Твоею Кровию.

 Песнь 3

Ирмос: Утверждение на Тебя надеющихся! Утверди, Господи, Церковь, которую Ты приобрёл драгоценною Твоею кровию.

Перворожден из Отца прежде век, Перворожден Младенец из Девы нетленныя, Адаму руку простирая, явися. Перворождённый от Отца прежде веков перворождённым Младенцем непорочной Отроковицы явился, простирая Адаму руку спасения.
Младоумна бывша прелестию первозданнаго  паки исправляяй Бог Слово, младенствовав, явися. Дабы в прежнее состояние восстановить первозданного, ставшего неразумным  как младенец через обольщение, Бог Слово Младенцем явился.
Земли исчадие, паки потекшее в ню, Божества сообразное естество Зиждитель  яко непреложне, младенствовав, яви. Из земли происшедшее естество  и вновь в неё возвратившееся,  Создатель явил сообразным Божеству, став Младенцем, но не изменившись.
Седален
 Седален
На горе Синайстей древле виде Моисей задняя Божия, и тонкий Божественный глас сподобися во мраце же и вихре слышати. Ныне же Симеон воплощеннаго Бога непреложне нас ради на руки прият  и радостно тщашеся ити от сущих зде к животу вечному. Темже вопияше: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. В древности на горе Синай Моисей увидел Бога сзади и удостоился неясно слышать Божественный глас во мраке и буре; ныне же Симеон принял во объятия ради нас неизменно воплотившегося Бога, и радостно устремлялся от здешнего к жизни вечной. Потому он и взывал: «Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка!»
   
Песнь 4

Ирмос: Покрыла есть Небеса добродетель Твоя, Христе: из кивота бо прошед святыни, Твоея нетленныя Матере, в храме славы Твоея явился еси, яко Младенец руконосим, и исполнишася вся Твоего хваления.

 Песнь 4

Ирмос: Покрыла небеса доблесть Твоя, Христе, ибо, выйдя из ковчега Твоей святыни – непорочной Матери – Ты явился в Храме славы Твоей, как Младенец, носимый на руках, и всё наполнилось хвалою Тебе.

Радуйся, Симеоне, неизреченных таинниче, Богородица вопияше, о Немже от Святаго древле известися тебе Духа, младенствовавшаго Слова Христа на руки приими, зовый Ему: исполнишася вся Твоего хваления. «Симеон, служитель неизреченных таинств», Богородица взывала, «Того, о Ком издревле извещён ты Святым Духом, ставшее младенцем Слово – Христа, радуясь, во объятия прими, взывая к Нему: «Всё наполнилось хвалою Тебе!»
На Негоже уповал еси, Симеоне, возраст детищный, радуяся, подыми Христа, Израиля Божественнаго утешение,  закона Творца и Владыку, исполняющаго закона чин, зовый Ему: исполнишася вся Твоего хваления. Кого ожидал ты, Симеон, радостно прими – Христа, Дитя возрастом, утешение богоизбранного Израиля, Творца Закона и Владыку, исполняющего устав Закона, – взывая к Нему: «Всё наполнилось хвалою Тебе!»
Видя Симеон Слово Безначальное, с плотию, яко на престоле Херувимстем, Девою носимо, виновнаго еже быти всяческих, яко Младенцу дивяся, вопияше Ему: исполнишася вся Твоего хваления. Симеон, видя Слово безначальное, во плоти, как на престоле Херувимском, Девою носимое, Виновника бытия всего – как Младенца, в изумлении взывал к Нему: «Всё наполнилось хвалою Тебе!»
Песнь 5

Ирмос: Яко виде Исаия образно на престоле превознесена Бога, от Ангел славы дориносима, о, окаянный, – вопияше, – аз: провидех бо воплощаема Бога, Света Невечерня и миром владычествующа.

 Песнь 5

Ирмос: Когда Исаия увидел в прообразе  превознесённого на престоле Бога,  окружаемого Ангелами славы, он взывал: «О, я несчастный! Ведь предувидел я воплощаемого Бога, светом немеркнущим и миром владычествующего».

Разумев Божественный старец проявленную древле пророку славу, руками Слово зря Матерними держимо,  о, радуйся, – вопияше, – Чистая! Яко престол, бо держиши Бога, Света Невечерняго и миром владычествующа. Уразумев Божественный старец славу, в древности пророку явленную, видя Слово, носимое руками Матери, «Радуйся, о Досточтимая», взывал, «ибо Ты, как престол, держишь Бога, светом немеркнущим и миром владычествующего».
Поклонься старец, и стопам Божественне прикоснувся неискусобрачныя и Богоматере,  Огнь, – рече, – носиши, Чистая:  Младенца боюся объяти Бога,  Света Невечерняго и миром владычествующа. Старец, преклонясь и благоговейно прикоснувшись к стопам не познавшей брака Девы и Богоматери, возгласил: «Огонь несёшь Ты, Чистая; страшусь принять в объятия Младенца – Бога,  светом немеркнущим и миром владычествующего».
Очищается Исаия, от Серафима угль прием, старец вопияше Богоматери, Ты, якоже клещами, руками просвещаеши мя, подавши, Егоже носиши, Света Невечерняго и миром владычествующа. «Очищается Исаия, от Серафима уголь приняв», взывал старец к Богоматери,   «Ты же просвещаешь меня, руками, как клещами подав мне Тобой Носимого,  светом немеркнущим и миром владычествующего».
Песнь 6

Ирмос: Возопи к Тебе, видев старец очима спасение, еже людем прииде от Бога: Христе, Ты Бог мой.

 Песнь 6

Ирмос: Воскликнул к Тебе старец, увидев своими глазами спасение, пришедшее к народам от Бога: «Христе, Ты – Бог мой!»

Сиону Ты камень возложился еси,  непокоривым претыкание и соблазна камень,  нерушимое верных спасение. На Сионе камнем Ты был положен, для непокорных – скалою преткновения и соблазна, верным же – несокрушимым спасением.
Известне нося начертание Иже прежде век Тя израстившаго, земных за милосердие ныне немощию обложися. Поистине нося образ прежде веков Тебя Родившего, Ты по милосердию Своему ныне  немощью смертных облекся.
Сыну Вышняго, Сыну Девы, Богу, Отрочати бывшему, поклоньшася Тебе ныне отпусти с миром. Поклонившегося Тебе, Сыну Всевышнего, Сыну Девы, Богу, сделавшемуся Младенцем, ныне отпусти с миром.
Кондак

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Икос

 Кондак

Утробу Девы освятив рождением Твоим, и руки Симеона благословив, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Икос

К Богородице притецем, хотящии Сына Ея видети, к Симеону носима, Егоже с Небесе Безплотнии видяще, дивляхуся, глаголюще: чудная зрим ныне и преславная, непостижимая, несказанная! Иже бо Адама создавый носится яко Младенец, Невместимый вмещается на руках старчих, Иже в недрех неописанных Сый Отца Своего волею описуется плотию, а не Божеством, Един Человеколюбец. К Богородице прибегнем мы, желающие увидеть Сына Её, к Симеону приносимого, на Которого с небес взирая, бесплотные поражаются и восклицают: «Чудное мы созерцаем ныне и необычайное, непостижимое, невыразимое: ибо Создателя Адама носят как младенца, Невместимый в объятиях старца умещается, Пребывающий в беспредельных недрах Отца Своего  добровольно ограничивается – плотью, но не Божеством, – Единый Человеколюбец!»
Песнь 7

Ирмос: Тебе во огни оросившаго отроки Богословившия, и в Деву нетленну всельшагося Бога Слова поим, благочестно поюще: благословен Бог отец наших.

 Песнь 7

Ирмос: Тебя, Бога Слово, в огне оросившего отроков богословствовавших, и в Деву непорочную вселившегося, мы славим, благоговейно воспевая: «Благословен Бог отцов наших!»

Адаму известити хотяй иду, во аде живущу, и Еве принести благовестие, Симеон вопияше, со пророки ликуя: благословен Бог отец наших. «Я отхожу, чтобы поведать Адаму, во аде пребывающему, и принести Еве благую весть», Симеон взывал, с пророками торжествуя: «Благословен Бог отцов наших!»
Рода земна избавляяй Бог даже до ада приидет, пленным же подаст всем оставление и прозрение слепым, яко и немым вопити: благословен Бог отец наших. Чтобы избавить бренный род, Бог низойдёт даже до ада, пленным всем подаст освобождение и прозрение слепым, равно как и немым способность восклицать: «Благословен Бог отцов наших!”
И Твое сердце нетленная оружие пройдет, Симеон Богородице провозгласи, на Кресте зрящи Твоего Сына, Емуже вопием: благословен Бог отец наших. «И Твоё сердце, Непорочная, меч пронзит», предвозвестил Симеон Богородице, «Когда увидишь Ты на Кресте Сына Твоего, Которому мы взываем: Благословен Бог отцов наших!»

 

Песнь 8

Ирмос: Нестерпимому огню соединившеся, Богочестия предстояще, юноши, пламенем же невреждени, Божественную песнь пояху: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите во вся веки.

 Песнь 8

Ирмос: Нестерпимым огнем соединённые предводители благочестия – юноши, но не потерпевшие вреда от пламени,           песнь божественную воспевали:  «Благословляйте, все творения Господни, Господа и превозносите во все века!»

Людие Израилевы, Твою славу Еммануила зряще Отроча из Девы, пред лицем Божественнаго ковчега ныне ликуйте:  благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите во вся веки. Народ Израильский! Видя свою славу – Эммануила, Младенца от Девы, торжествуй ныне пред лицом божественного ковчега: «Благословляйте, все творения Господни, Господа и превозносите во все века!»
Се, Симеон вопияше, пререкаемое знамение Сей будет, Бог Сый и Отроча, Сему, вернии, возопиим: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите во вся веки. «Вот», воскликнул Симеон, «Сей – Бог истинный и Младенец – / будет знамением пререкаемым». / Ему мы, верные, воспоём: «Благословляйте, все творения Господни, Господа / и превозносите во все века!»
Живот сый, сей будет падение непокоривым, младенствовав Бог Слово, яко востание всем верою поющим: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите во вся веки. 

 

 

Сей – Жизнь по естеству, Бог Слово, сделавшийся Младенцем, будет для непокорных падением, как и восстанием для всех, с верою воспевающих: «Благословляйте, все творения Господни, Господа и превозносите во все века!»
Песнь 9

Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.

 Песнь 9

Богородица Дева, Надежда христиан, защищай, ограждай и храни на Тебя уповающих.

Богородице Дево, миру благая помощнице, покрый и соблюди от всякия нужды и печали. Богородица Дева, Милосердная мира Заступница, защищай и сохраняй от всякой беды и печали.
Ирмос: В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Тем перворожденное Слово Отца безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем. 

 

Ирмос: В тени и букве Закона мы, верные, усматриваем образ: всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу; потому перворождённое Слово, Сына Отца безначального, перворождаемого не знавшей мужа Матерью, мы величаем.
Богоносе Симеоне, прииди, подыми Христа, Егоже роди Дева Чистая Мария. Богоносец Симеон,  приди и возьми на руки Христа, Которого родила Дева Чистая Мария.
Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона и Владыку всяческих. Принимает в объятия старец Симеон Создателя Закона и Владыку всего мира.
Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит. Не старец Меня держит, но Я держу его: ибо он у Меня отпущения просит.
Клеще таинственная, како угль носиши? Како питаеши Питающаго вся? Таинственные Клещи, как Ты Уголь носишь, как питаешь Питающего всех?
Иже древним новорожденных горличищ супруг двоица же бяше птенцев, в нихже место Божественный старец и целомудренная Анна пророчица от Девы рожденному и Сыну Единородному Отчу, в церковь приносиму, служат, величающе. У древних с новорожденными были приносимы пара горлиц или двое птенцов; вместо них божественный старец и целомудренная Анна пророчица, служа от Девы Рожденному и единственному Сыну Отца, в храм принесенному, Его величали.
О дщи Фануилева! Прииди, стани с нами и благодари Христа Спаса, Сына Божия. О дочь Фануилова, приди, стань с нами и благодари Христа Спасителя, Сына Божия.
Анна целомудренная провещает страшная, исповедающи Христа, Творца небу и земли. Анна целомудренная возвещает чудное, исповедуя Христа Творцом неба и земли.
Непостижимо есть содеянное о Тебе Ангелом и человеком, Мати Дево Чистая. Непостижимо для Ангелов и для людей совершившееся над Тобою, Матерь, Дева Чистая.
Чистая Голубица, нескверная Агница, Агнца и Пастыря приносит в церковь. Чистая Голубица, чуждая скверны Агница Агнца и Пастыря во Храм приносит.
Воздал еси мне, вопияше Симеон, спасения Твоего, Христе, радование, восприими Твоего служителя, сению претружденнаго, новыя благодати священнопроповедника тайнаго во хвалении величающа. «Ты дал мне», взывал Симеон, «радость Твоего, Христе, спасения; прими служителя Твоего, тенью Закона изнурённого, священнопропроведником и тайнозрителем новой благодати, хвалою Тебя величающим!»
О Христе, всех Царю! Победы на враги верным людем Твоим даруй. О Христе – Царь всего! Победы над врагами верным служителям Твоим даруй.
О Христе, всех Царю! Подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих. О Христе – Царь всего! Даруй мне горячие слезы, да оплачу душу мою, которую я бедственно погубил.
Трисиятельное и Триипостасное Божество / благочестно да похвалим. Тройственным светом сияющее и Единое в Трех Лицах Божество благоговейно да восхвалим.
О Девице Марие! Просвети мою душу, помраченную люте житейскими сластьми. О Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими наслаждениями.
Священнолепно исповедашеся Анна, прорицающи, целомудренная,  и преподобная, и старица, Владыце в церкви явственно, Богородицу же, проповедающи всем сущим, величаше. С благоговением священным прорицая, Анна, целомудренная и праведная старица, во храме ясно исповедовала Владыку; Богородицу же величала, всем присутствующим о Ней провозглашая.
   
Светилен

Духом во святилищи представ, старец на руки восприят закона Владыку, вопия: ныне соуз мя плотских разреши, якоже рекл еси, с миром: видех бо очима откровение языков и Израилю спасение.

 Светилен

Представ в Духе во святилище, старец принял во объятия Владыку Закона, восклицая: «Ныне от уз плоти меня освободи, как сказал Ты, с миром: ибо своими глазами я увидел откровение язычникам и спасение Израиля!»

Текст канона взят с портала “Азбука веры”