В помощь прихожанам

Правила поведения в храме

Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов.

В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам.

Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала богослужения, а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами.

Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

Подходить к Чаше во время причащения принято сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность должна быть соблюдаема и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но соблюдать очередность.

Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда встать на место молитвы. Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение.

В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: воздевать руки, стоять на коленях и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии, чтобы не расталкивать окружающих.

Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться.

Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.

Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением (т.е. испытанием), лучше отойдите тихо в другое место.

Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения пожилых прихожан. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах.

Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.

Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться. Проходя мимо храма, принято остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

Антиминс

В переводе с греческого это слово означает «вместопрестолие». Зачем он нужен? Можно ли служить без антиминса? Можно ли взять антиминс и поехать в лес и там, на пне, совершать службу?…

Сегодня, как мы знаем, главной святыней алтаря является престол. Это четырехугольный стол, который символизирует Трон Божий. На престоле лежит Святое Евангелие, кресты, стоит Дарохранительница со святыней Тела и Крови Христовых. Именно на престоле мы совершаем Литургию. Собственно, именно на престоле и было положено с древности совершать Литургию. Мы помним, что в первые века христианства было принято совершать Литургию на гробах христианских мучеников. Вот и в престол стали вкладывать частицу мощей святых мучеников (или просто святых). Затем престол и весь храм освящался архиереем (епископом этого города). И лишь после этого посланный в этот храм священник мог совершать службу.

Итак, освященный престол с частицей мощей и есть та святыня, которая делает возможным совершение Литургии в конкретном храме.

Однако представим себе, что храм построен в глухой чаще или в горах. И епископ не может оперативно добраться туда, чтобы совершить полный чин освящения. Или храм еще строится, а люди нуждаются в том, чтобы Божественная служба совершалась. Или священник уходит в затвор, в пустыню и там собирается служить Литургию (для себя или для иных затворников), или миссионер едет к дикарям, чтобы крестить их, и он тоже как-то должен для них служить службу… Таким образом, еще с древности появилась нужда в «переносных» престолах. И для этого был изобретен антиминс («вместопрестолие»).

Он представлял из себя плат с зашитой частицей мощей. На антиминсе было написано, где можно с этим антиминсом совершать богослужение. Вот как об этом пишет св. Симеон Солунский в 14-м веке: «Эти антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной Трапезы. Они предварительно шьются и изготавливаются… и на них совершается все, что и на божественной Трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, полным чином освященные, посылаются в места, где нет престола, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

Таким образом, мы видим, что такое антиминс и для чего он нужен. И мы видим, что антиминс не обязателен в том храме, который освящен полным чином и в котором есть освященный престол. Но он нужен для богослужения в доме или храме неосвященном. Этот принцип сохранялся в Греции и в Древней Руси. Антиминс мог быть, но его могло и не быть.

Однако Собор Русской Церкви 1655 года постановил, чтобы антиминс был в любом храме, даже освященном. Постановления Собора соблюдаются в России незыблемо и ныне. В Греции соблюдается древняя практика, то есть если престол храма освящен полным чином, антиминса там может не быть.

В России чаще всего мы встречаемся со следующей ситуацией: строится (или реставрируется) храм. В этот храм владыка надписывает и посылает антиминс. И в храме совершается Божественная служба. А когда храм полностью восстановлен, тогда происходит торжественный чин его освящения. Но и после освящения антиминс остается лежать на святом престоле под Святым Евангелием.

Как подготовиться к Причастию на Святках? Надо ли соблюдать пост?

Вопрос о подготовке к Причащению во время святок разъясняет священник Константин Слепинин

Время от Рождества Христова до Крещенского сочельника в Церкви называется святками (святыми днями). Это время радости и празднования, как духовного, так и телесного. Церковь отменяет на святках пост в среду и пятницу, благословляя ежедневное вкушение скоромной пищи. Одновременно, Церковь приглашает верных к участию в Евхаристии, так как Божественная литургия также совершается ежедневно.

В связи с этим, прихожане часто задают вопрос: нужно ли поститься перед Причастием на святках? Ответ очевиден: нет, не нужно. Соблюдение поста в период, когда Церковь отменяет его для всех православных христиан, будет таким же самочинием, как и отказ от соблюдения постов в установленное для них время. Но, разумеется, во вкушении скоромной пищи необходимо соблюдать разумную меру, чтобы не повредить телесному здоровью и душевному устроению. И не забывать благодарить Бога, питающего нас от Его богатых даров.

Во всём остальном, подготовка к Причастию на святках остаётся прежней: чтение молитвенного правила, супружеское воздержание накануне Евхаристии для живущих в браке, приход к литургии вовремя и натощак с полуночи, исповедь.
Также необходимо, если этому не препятствуют работа или плохое состояние здоровья, быть накануне Причастия на вечернем богослужении.

Если по причине болезни некоторые прихожане не могут принять участие в Рождественских службах, призываем таковых не унывать, а по мере выздоровления приходить в храм на святках радоваться Господу! Особое внимание, конечно, следует уделить празднику Обрезания Господня (14 января), с которым совпадает память святителя Василия Великого, и дню 15 января, с которым совпадает память преподобного Серафима Саровского.

Вопросы и ответы о таинстве Елеосвящения (Соборования)

Отвечает священник Константин Слепинин

– Что такое елей?
– Оливковое или любое другое растительное масло.

– Как освящается елей в таинстве?
– Священник читает молитву, в которой просит Господа благословить елей и дать ему силу к исцелению недугов.

– Как используется во время таинства освященный елей?
– Им совершается семикратное помазание болящих в различных местах: на лице, груди, ладонях.

– Почему таинство называется Соборованием?
– Потому что должно совершаться одновременно несколькими священниками (собором). Оптимальное количество – семь; впрочем, при необходимости, допускается совершать это таинство и меньшим числом священников, и даже одним.

– Для кого предназначено это таинство?
– Для православных христиан, желающих помолиться об исцелении от телесных и душевных болезней.

– Каждому ли христианину необходимо собороваться?
– Нет, это таинство не является необходимым для всех, как Покаяние и Причащение. Но каждый христианин может собороваться, если болеет и желает получить благодатную помощь Божью.

– Можно ли соборовать отроков и младенцев?
– Да, если в этом есть необходимость.

– Как часто можно собороваться?
– Строгих ограничений, регламентирующих частоту, не существует. Но есть устойчивая традиция: те христиане, чье состояние здоровья не является опасным для жизни, прибегают к Соборованию раз в год, в дни Великого поста. Тяжелобольные, в том числе, страдающие онкологическими заболеваниями, могут собороваться чаще.

– Нужно ли обязательно спрашивать благословения у священника, чтобы принять Соборование?
– Нет. Если это таинство совершается Великим или Рождественским постом и к участию в нем приглашаются все желающие, отдельных благословений не требуется.

– Нужно ли исповедоваться и причащаться непосредственно перед Соборованием или сразу после него?
– Если христианин регулярно (например, ежемесячно) исповедуется и причащается, делать это “ради Соборования” нет необходимости. Тем, кто причащается редко и желает собороваться, следует вначале причаститься; в крайнем случае, допустимо причаститься в ближайшие дни после Соборования.

– Заменяет ли Соборование исповедь?
– Нет. В молитвах таинства звучит постоянная просьба Богу о прощении грехов тех, кого помазуют елеем, ведь грехи и болезни часто взаимосвязаны. Мы верим, что Соборованием человеку отпускаются грехи, забытые по давности лет или слабости памяти; однако, те грехи, которые человек помнит, требуют исповеди непременно.

– Освящается ли во время Соборования какая-либо крупа (например, рис)?
– Нет. В молитвах таинства нет ни слова о зернах; нет и каких-либо священнодействий над крупой. Соответственно, нет никаких оснований приносить в храм рис или любое другое зерно тем, кто принимает Соборование.

– Верно ли, что после Соборования нельзя умываться, принимать душ какое-то время?
– Нет, это суеверие.

– Как можно использовать освященный елей после таинства?
– Можно помазывать им любые больные места на теле, изображая крест; также можно вкушать его понемногу, лучше всего – натощак.

Церковь утвердила количество допустимых венчаний

Архиерейский Собор РПЦ принял документ «О канонических аспектах церковного брака». Он состоит из пяти разделов — «Условия вступления в церковный брак и препятствия к совершению таинства Брака», «Признание церковного брака недействительным», «Браки с инославными христианами», «Браки с нехристианами», «Признание церковного брака утратившим каноническую силу» — приложения «О кровном родстве».

«Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины… Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной», — указано в документе.

При этом, вступление в церковный брак (венчание) предполагает открытое и свободное волеизъявление мужчины и женщины, выраженное перед Церковью, представленной священнослужителем, совершающим таинство. Оба лица должны приступать к Таинству осознано (для этого перед венчанием проводятся подготовительные беседы, рекомендовано накануне исповедоваться и причаститься).

Согласно документу, прежде чем венчаться молодые должны расписаться в ЗАГСе. Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна. Если Венчание нужно совершить безотлагательно, священник может сообщить о нем архиерею после совершения Таинства.

Венчаться не могут лица:
– отрицающие основополагающие истины христианской веры и нравственности;
– уже состоящие в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти;
– находящиеся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства;
– находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно (браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея);
– отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с девами двумя сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами;
– крестные и крестники или крестные и родители крестников;
– ранее состоявшие в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;
– не достигшие брачного возраста согласно государственному законодательству;
– признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством (в исключительных случаях епархиальный архиерей может принять решение о возможности вступления таких пар в церковный брак);
– осуществившие так называемую смену пола;
– удочерившие и удочеренные, усыновившие и усыновленные, приемные родители и приемные дети и пр.

Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея.

Церковь допускает брак с инославными, не враждебными Православной Церкви (католики, члены Древних Восточных Церквей, протестанты, верующие в Триединого Бога), и старообрядцами при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Брак может быть признан Церковью утратившим силу в случаях:
– отпадения одного из супругов от Православия;
– прелюбодеяния одного из супругов и противоестественных пороков;
– вступления одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
– неспособности одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
– заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
– медицински засвидетельствованных хронического алкоголизма или наркомании супруга (при его отказе от лечения и исправления образа жизни);
– безвестного отсутствия одного из супругов (от трех лет при наличии официального свидетельства или от двух лет, если исчезновение связано с военными действиями или чрезвычайными происшествиями);
– злонамеренного оставления одного супруга другим (от одного года);
– совершения женой аборта при несогласии мужа или принуждения мужем жены к аборту;
– надлежащим образом удостоверенного посягательства одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
– неизлечимой тяжкой душевной болезни одного из супругов, наступившей в течение брака и устраняющей возможность продолжения брачной жизни.

В данных случаях епархиальный архиерей может выдать свидетельство о признании данного брака утратившим каноническую силу и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. В народе эта «процедура» неверно называется «развенчанием».

Также документ подчеркивает, что Церковь не считает хоть и не венчанный, но зарегестрированный брак греховным сожительством.